Старшая дочь, как настоящая студентка, попросила наварить к сентябрю побольше варенья. Чтобы потом под чаёк долгими осенне-зимними вечерами, да с подружками... Сахар — для работы мозга, вкусовая гамма — для чувства прекрасного, плюс подружкам квест — угадать, что за ингредиенты в варенье.
Поглядел я на эти косточки и вдруг вспомнил: шур донак же! Или дона шурак, тоже правильно будет. Белые от соли арикосовые косточки, каждая с маленькой трещинкой повдоль, чтобы, вставляя в неё половинку абрикосовой же скорлупки, вскрывать, как ключом, извлекать солёное сухое ядрышко и...ммм! Наш стройбат был поистине интернационален, и узбеки, возвращаясь в часть из отпуска, привозили шур донак мешками. Потом я часто видел его на наших базарах, тоже в среднеазиатских рядах, где продаются пчаки, котлы для плова, девзира, нут, маш, курага, высохшая с косточкой прямо на ветке, и прочие аутентичные штуки. Дорогой, кстати, зараза. Наверное, один из самых дорогих экспортных продуктов Узбекистана: говорят, что тонна шур донака стоит три-четыре тысячи долларов. Но вкусный...
В общем, решил я попробовать сделать то же самое в домашних условиях. Без золы, правда, но как-то не хотелось связываться с ней в условиях квартиры. Вот на даче когда-нибудь — это можно.
Прочитал я несколько рецептов его готовки и понял, что блюдо это — опять-таки словно наш борщ. Или их плов. Способов и приёмов куча, и все уверяют, что именно их модус операнди аутентик, а остальные мастдай. Кто-то утверждал, что трещина в косточках появляется при варке, кто-то — что при последующей обжарке, кто-то упирал на трудолюбие узбеков и говорил, что все трещинки делаются вручную, медитативно и вдумчиво, молоточком, потому и товар такой дорогой. И вы знаете — теперь я склонен верить в истинность последнего утверждения. Поскольку и замачивал в рассоле надолго, и варил потом часами, и обжаривал после этого пробные партии — ну не трескаются, хоть сам ты тресни. Вероятно, кто-то скажет, что это всё из-за неправильных косточек, что-де надо брать true узбекскую курагу. Но чего не было, того не было. Будет — вероятно, снова поэкспериментирую. А пока остановился на таком варианте. Взял косточки и соль.
Много соли. Стакан соли на пару стаканов воды, чтобы вышел насыщенный соляной раствор, в котором кристаллы не полностью расходятся.
И отправил в этот раствор косточки, где им предстояло изображать из себя купальщиц на Мёртвом море в течение часов трёх-четырёх.
Потом принялся вдумчиво, но деликатно колоть каждую купальщицу на предмет неполного раскрытия внутреннего мира. Так, чтобы не вдребезги и в хлам, а чтобы небольшую трещинку каждая дала, у одного из краешков. Почему не колол сразу? Дожидался, пока скорлупа намокнет и станет не такой хрупкой.
Приобрёл необходимый скилл, повысил навык усидчивости, успел посочувствовать дятлам всего мира, но своего добился, переколол всю кучу.
Потом расколовшийся коллектив возвернул в солёные воды местной версии Мёртвого моря, добавил воды — уже так, чтобы на каждый стакан соли её приходилось по четыре стакана — и добавил огоньку. Медленного, чтобы лениво так варилось час-другой.
После варки настало время демоверсии ада, на противене в духовке, тоже на слабом огне, чтобы не столько поджарилось, сколько хорошенько просохло, в течение получаса. Ну а потом осталось лишь вынуть противень и подождать, пока всё остынет, а остатки влаги окончательно уйдут — и можно вкушать.
Кстати, вкус — тот самый, правильный. Но если кто знает и лично опробовал другой, менее трудоёмкий способ — с удовольствием ознакомлюсь.
Свежие комментарии